Программирование >>  Поддержка объектно-ориентированного программирования 

[ 1 ] 2 3 4 ... 120


поддержка объектно-ориентированного программирования

Данная глава содержит краткий обзор книги, список литературы и некоторые дополнительные замечания о языке С++. Замечания касаются истории создания С++, идей, которые оказали существенное влияние на разработку языка, и некоторых мыслей по поводу программирования на С++. Эта глава не является введением; приведенные замечания не являются необходимыми для понимания последующих глав. Некоторые из них предполагают знакомство читателя с С++.

Структура книги

Книга состоит из трех частей. Главы с 1 по 10 являются учебником по языку. В главах с 11 по 13 обсуждаются вопросы проектирования и развития программного обеспечения с учетом возможностей С++. В конце книги приведено полное справочное руководство по языку. Исчерпывающее описание конструкций С++ содержится только там. Учебная часть книги содержит примеры, советы, предостережения и упражнения, для которых не нашлось места в руководстве.

Книга в основном посвящена вопросу, как с помощью языка C++ структурировать программу, а не вопросу, как записать на нем алгоритм. Следовательно, там, где можно было выбирать, предпочтение отдавалось не профессиональным, но сложным для понимания, а тривиальным алгоритмам. Так в одном из примеров используется пузырьковая сортировка, хотя алгоритм быстрой сортировки больше подходит для настоящей программы. Часто написать ту же программу, но с более эффективным алгоритмом, предлагается в виде упражнения.

Глава 1 содержит краткий обзор основных концепций и конструкций С++. Она позволяет познакомиться с языком в общих чертах. Подробные объяснения конструкций языка и способов их применения содержатся в последующих главах. Обсуждаются в первую очередь средства, обеспечивающие абстракцию данных и объектно-ориентированное программирование. Основные средства процедурного программирования упоминаются кратко.

В главах 2, 3 и 4 описываются средства С++, которые не используются для определения новых типов: основные типы, выражения и структуры управления. Другими словами, эти главы содержат описание той части языка, которая по сути представляет С. Изложение в указанных главах идет в углубленном виде.

Главы 5 - 8 посвящены средствам построения новых типов, которые не имеют аналогов в С. В главе 5 вводится основное понятие - класс. В ней показано, как можно определять пользовательские типы (классы), инициализировать их, обращаться к ним, и, наконец, как уничтожать их. Глава 6 посвящена понятию производных классов, которое позволяет строить из простых классов более сложные. Оно дает также возможность эффективной и безопасной (в смысле типа) работы в тех ситуациях, когда типы объектов на стадии трансляции неизвестны. В главе 7 объясняется, как можно определить унарные и бинарные операции для пользовательских типов, как задавать преобразования таких типов, и каким образом можно создавать, копировать и удалять объекты, представляющие пользовательские типы. Глава 8 посвящена шаблонам типа, т.е. такому средству С++, которое позволяет определить семейство типов и функций.

В главе 9 обсуждается обработка особых ситуаций, рассматриваются возможные реакции на ошибки и методы построения устойчивых к ошибкам систем . В главе 1 0 определяются классы ostream и istream, предоставляемые стандартной библиотекой для потокового ввода-вывода.

Главы 11 - 1 3 посвящены вопросам, связанным с применением С++ для проектирования и реализации больших программных систем. В главе 11 в основном рассматриваются вопросы проектирования и управления программными проектами. В главе 1 2 обсуждается взаимосвязь между языком С++ и проблемами проектирования. В главе 1 3 показаны способы создания библиотек.

Завершается книга справочным руководством по С++.

Ссылки на различные части книги даются в виде $$2.3.4, что означает раздел 3.4 главы 2. Для



Замечания по проекту языка

При разработке языка С++ одним из важнейших критериев выбора была простота. Когда возникал вопрос, что упростить: руководство по языку и другую документацию или транслятор, - то выбор делали в пользу первого. Огромное значение придавалось совместимости с языком С, что помешало удалить его синтаксис.

В С++ нет типов данных и элементарных операций высокого уровня. Например, не существует типа матрица с операцией обращения или типа строка с операцией конкатенации. Если пользователю понадобятся подобные типы, он может определить их в самом языке. Программирование на С++ по сути сводится к определению универсальных или зависящих от области приложения типов. Хорошо продуманный пользовательский тип отличается от встроенного типа только способом определения, но не способом применения.

Из языка исключались возможности, которые могут привести к накладным расходам памяти или времени выполнения, даже если они непосредственно не используются в программе. Например, было отвергнуто предложение хранить в каждом объекте некоторую служебную информацию. Если пользователь описал структуру, содержащую две величины, занимающие по 1 6 разрядов, то гарантируется, что она поместится в 32-х разрядный регистр.

обозначения справочного руководства применяется буква R, например, $$R.8.5.5.

Замечания по реализации

Существует несколько распространяемых независимых реализаций С++. Появилось большое число сервисных программ, библиотек и интегрированных систем программирования. Имеется масса книг, руководств, журналов, статей, сообщений по электронной почте, технических бюллетеней, отчетов о конференциях и курсов, из которых можно получить все необходимые сведения о последних изменениях в С++, его использовании, сервисных программах, библиотеках, новых трансляторах и т.д. Если вы серьезно рассчитываете на С++, стоит получить доступ хотя бы к двум источникам информации, поскольку у каждого источника может быть своя позиция.

Большинство программных фрагментов, приведенных в книге, взяты непосредственно из текстов программ, которые были транслированы на машине DEC VAX 11 /8550 под управлением 1 0-й версии системы UNIX [25]. Использовался транслятор, являющийся прямым потомком транслятора С++, созданного автором. Здесь описывается чистый С++ , т.е. не используются никакие зависящие от реализации расширения. Следовательно, примеры должны идти при любой реализации языка. Однако, шаблоны типа и обработка особых ситуаций относятся к самым последним расширениям языка, и возможно, что ваш транслятор их не содержит.

Упражнения

Упражнения даются в конце каждой главы. Чаще всего они предлагают написать программу. Решением может считаться программа, которая транслируется и правильно работает хотя бы на нескольких тестах. Упражнения могут значительно различаться по сложности, поэтому дается приблизительная оценка степени их сложности. Рост сложности экспоненциальный, так что, если на упражнение (*1 ) у вас уйдет пять минут, то (*2) может занять час, а (*3) - целый день. Однако время написания и отладки программы больше зависит от опыта читателя, чем от самого упражнения. На упражнение (*1 ) может потребоваться целый день, если перед запуском программы читателю придется ознакомиться с новой вычислительной системой. С другой стороны, тот, у кого под рукой окажется нужный набор программ, может сделать упражнение (*5) за один час.

Любую книгу по программированию на языке С можно использовать как источник дополнительных упражнений при изучении глав 2 -4. В книге Ахо ([1]) приведено много общих структур данных и алгоритмов в терминах абстрактных типов данных. Эту книгу также можно использовать как источник упражнений при изучении глав 5 - 8. Однако, использованному в ней языку не достает функций-членов и производных классов. Поэтому определяемые пользователем типы на С++ можно написать более элегантно.



Язык С++ проектировался для использования в довольно традиционной среде, а именно: в системе программирования С операционной системы UNIX. Но есть вполне обоснованные доводы в пользу использования С++ в более богатой программной среде. Такие возможности, как динамическая загрузка, развитые системы трансляции и базы данных для хранения определений типов, можно успешно использовать без ущерба для языка.

Типы С++ и механизмы упрятывания данных рассчитаны на определенный синтаксический анализ, проводимый транслятором для обнаружения случайной порчи данных. Они не обеспечивают секретности данных и защиты от умышленного нарушения правил доступа к ним. Однако, эти средства можно свободно использовать, не боясь накладных расходов памяти и времени выполнения программы. Учтено, что конструкция языка активно используется тогда, когда она не только изящно записывается на нем, но и вполне по средствам обычным программам.

Историческая справка

Безусловно С++ многим обязан языку С [8], который сохраняется как его подмножество. Сохранены и все свойственные С средства низкого уровня, предназначенные для решения самых насущных задач системного программирования. С, в свою очередь, многим обязан своему предшественнику языку BCPL [1 3]. Комментарий языка BCPL был восстановлен в С++. Если читатель знаком с языком BCPL, то может заметить, что в С++ по-прежнему нет блока VALOF. Еще одним источником вдохновения был язык SIMULA-67 [2,3]; именно из него была заимствована концепция классов (вместе c производными классами и виртуальными функциями). Оператор inspect из SIMULA-67 намеренно не был включен в С++. Причина - желание способствовать модульности за счет использования виртуальных функций. Возможность в С++ перегрузки операций и свобода размещения описаний всюду, где может встречаться оператор, напоминают язык Алгол-68 [24].

С момента выхода в свет первого издания этой книги язык С++ подвергся существенным изменениям и уточнениям. В основном это касается разрешения неоднозначности при перегрузке, связывании и управлении памятью. Вместе с тем, были внесены незначительные изменения с целью увеличить совместимость с языком С. Были также введены некоторые обобщения и существенные расширения, как то: множественное наследование, функции-члены со спецификациями static и const, защищенные члены (protected), шаблоны типа и обработка особых ситуаций. Все эти расширения и доработки были нацелены на то, чтобы С++ стал языком, на котором можно создавать и использовать библиотеки. Все изменения описываются в [10,18,20,21 и 23].

Шаблоны типов появились частично из-за желания формализовать макросредства, а частично были инспирированы описанием генерических объектов в языке Ада (с учетом их достоинств и недостатков) и параметризированными модулями языка CLU. Механизм обработки особых ситуаций появился отчасти под влиянием языков Ада и CLU [11], а отчасти под влиянием ML [26]. Другие расширения, введенные за период между 1 985 и 1 991 г.г. (такие как множественное наследование, статические функции-члены и чистые виртуальные функции), скорее появились в результате обобщения опыта программирования на С++, чем были почерпнуты из других языков.

Более ранние версии языка, получившие название С с классами [1 6], использовались, начиная с 1 980 г. Этот язык возник потому, что автору потребовалось написать программы моделирования, управляемые прерываниями. Язык SIMULA-67 идеально подходит для этого, если не учитывать эффективность. Язык С с классами использовался для больших задач моделирования. Строгой проверке подверглись тогда возможности написания на нем программ, для которых критичны ресурсы времени и памяти. В этом языке недоставало перегрузки операций, ссылок, виртуальных функций и многих других возможностей. Впервые С++ вышел за пределы исследовательской группы, в которой работал автор, в июле 1 983 г., однако тогда многие возможности С++ еще не были разработаны.

Название С++ (си плюс плюс) , было придумано Риком Маскитти летом 1 983 г. Это название отражает эволюционный характер изменений языка С. Обозначение ++ относится к операции наращивания С. Чуть более короткое имя С+ является синтаксической ошибкой. Кроме того, оно уже было использовано как название совсем другого языка. Знатоки семантики С находят, что С++ хуже, чем ++С. Язык не получил названия D, поскольку он является расширением С, и в нем не делается попыток решить какие-либо проблемы за счет отказа от возможностей С. Еще одну интересную интерпретацию названия С++ можно найти в приложении к [1 2].

Изначально С++ был задуман для того, чтобы автору и его друзьям не надо было программировать на



[ 1 ] 2 3 4 ... 120

© 2006 - 2024 pmbk.ru. Генерация страницы: 0.001
При копировании материалов приветствуются ссылки.
Яндекс.Метрика