Программирование >>  Разработка пользовательского интерфейса 

1 2 [ 3 ] 4 5 6 ... 147


РЫНОК

КЛИЕНТ

РазраЕстнга кап-элога

Оформление заказа

Рис. 1.4. Упрощенная схема бизнес-процесса

1.2. Описание, постановка задачи и разработка бизнес-правил

Занимаясь разработкой автоматизированных систем на протяжении длительного времени, мы можем отметить, что в 77 случаях из 100 заказчик сам не знает, чего хочет, и в 99 из 100 постановку задачи приходится воспринимать на слух, в процессе работы неоднократно уточняя те или иные мелкие, но значимые моменты будущего приложения. Более того, в таких случаях очень часто, при очередном обсуждении с заказчиком возможностей новой системы, мы открываем для себя все новые и новые горизонты предстоящей работы, требующие существенного расширения функциональности будущей программы. Но это не самый плохой вариант. Иной раз уже через несколько часов после прощального рукопожатия заказчик полностью переосмысливает свои цели, после чего задача в корне меняется, и следующий визит заставляет нас начать всю работу заново. Именно по этой причине мы рекомендуем вам, внимательно выслушав заказчика, попросить его описать задачу в письменном виде, на основании чего самостоятельно сформулировать постановку задачи. Уверяем вас, если результат окажется положительным, то это будет признанием того, что ваш заказчик действительно нуждается в данной программе, а самое главное, знает чего хочет.

В этом параграфе мы попробуем уяснить, как должно выглядеть описание и постановка задачи.

Некая фирма Фронтон (название придумали большие любители технологии клиент-сервер, поэтому его надо читать на зарубежный манер: вдохните и скажите фронт , сделайте задержку дыхания и на выдохе произнесите он ) занимается продажей легковых автомобилей на заказ. Процесс продажи проистекает следующим образом. Покупатель производит заказ на покупку автомобиля, пользуясь предоставленным ему фирмой каталогом легковых автомобилей. Представитель фирмы выписывает счет на выбранную модель автомобиля и одновременно с этим отправляет запрос о приобретении данного автомобиля на завод-изготовитель (фирме -поставщику). Фирма Фронтон заключила юридические соглашения о поставке автомобилей с рядом заводов-изготовителей легковых автомобилей и крупных дистрибьюторов. После оплаты по соответствующему счету фирма Фронтон подтверждает запрос о приобретении и обязуется в течение четырехнедельного периода предоставить покупку соответствующему покупателю.

В максимально простом виде схема бизнес-процесса фирмы Фронтон представлена на рис. 1.4. На основании исследований рынка потенциальных покупателей и предложений автоиндустрии служба или отдельный специалист разрабатывает каталог предлагаемых к продаже автомобилей; в большой фирме такую службу назвали бы отделом маркетинга. Каталог распространяется на рынке потенциальных покупателей. С клиентом, решившим приобрести автомобиль, работает служба оформления заказов. Специалисты, входящие в эту службу, принимают заказ, уточняют комплектацию выбранного автомобиля, отправляют счета, следят за их оплатой и наконец вручают клиенту поступивший автомобиль. Служба внутренней поддержки обеспечивает распределение работы по исполнителям и решает возникающие проблемы, например, ограничения доступа к данным.

При анализе бизнес-процесса фирмы полезно ответить на 6 вопросов: что, как, где, кто, когда и почему.



Генеральный директор

Комиерческмй директор

Технический директор

Отдел маркетинга

Отдел продаж

Главный

бухгалтер

Отдел доставки

Рис. 1.5.

Важно получить и ответ на вопрос: Когда выполняется то или иное действие? Это прояснит периодичность осуществляемых бизнес-процессов и позволит правильно расставить акценты в

При ответе на первый вопрос: Что лежит в основе бизнеса данной фирмы? , как правило, выявляются наиболее важные для данного бизнеса или производственного процесса компоненты. В нашем случае это будут:

cотрудники;

клиенты (покупатели);

поставщики;

каталог;

автомобили;

заказы.

Ответы на второй вопрос: Как это делается? позволяют получить список основных бизнес-процессов, происходящих в фирме. Для нашего примера в такой список можно включить следующие пункты:

составление каталога;

рассылка каталога;

анализ рынка;

продажи ;

оформление счетов и накладных;

управление работой персонала;

реклама;

решение бухгалтерских задач.

Вопрос: Где происходят данные процессы? больше относится к проблемам телекоммуникаций и организации совместной работы персонала. Ведь в случае, например, большого объема операций, которые выполняются вне территории фирмы торговыми агентами, придется учитывать проблемы синхронизации данных. При наличии филиалов весьма непростой проблемой является оптимальный выбор системы распределения данных. Можно централизовать всю обработку данных, и филиалы будут выполнять свои операции, пользуясь возможностями телекоммуникаций. Работа с данными в этом случае упрощается, но каково будет удивление клиента, когда вы ему сообщите, что не можете взять у него несколько десятков тысяч долларов и продать приглянувшуюся машину, так как оборвалась связь с центральным офисом. В рассматриваемом примере допустим, что все операции выполняются в пределах одного здания, а организация совместного использования данных основана на возможностях локальной сети и сервера БД.

Ответ на вопрос: Кто выполняет эти процессы? даст организационная структура фирмы. Упрощенная организационная структура фирмы Фронтон представлена на рис. 1.5.



Ответы на шесть перечисленных вопросов позволяют подойти к главному в постановке задачи - построении информационной модели предприятия. В простейшем виде такая модель может быть отображена в виде взаимосвязей между бизнес-компонентами и бизнес-процессами, как это показано на рис. 1.6. В практике проектирования информационных систем такие схемы получили название ER-диаграмм (Entity-relationship diagram (ERD) - диаграмма Сущность-связь ). ER-диаграммы хорошо вписываются в методологию структурного анализа и проектирования информационных систем. Такие методологии обеспечивают строгое и наглядное описание проектируемой системы, которое начинается с ее общего обзора и затем уточняется, давая возможность получить различную степень детализации объекта с различным числом уровней.

I Ьстакщмк

Поставка

ART0M[6nnn

Ви;лю-1ение

Клиент

Покупка

Перечень

Катапог

Продажа Т

Рис. 1.6. Диаграмма взаимосвязей между бизнес-компонентами и бизнес-процессами

Максимально формализованное описание задачи в нашем примере будет выглядеть следующим образом.

Наименование задачи:

Автоматизация управления работой дилера по продаже легковых автомобилей AUTO STORE . Цель работы дилера:

Продажа легковых автомобилей на заказ по каталогу. Функции дилера:

Заключение договоров на поставку автомобилей.

Ведение каталога автомобилей, предлагаемых на продажу.

Прием заказов у клиентов (покупателей) на поставку автомобилей.

Работа с клиентами (маркетинг): реклама новых автомобилей, подготовка сведений о приобретаемых автомобилях, анализ продаж, ведение справочника клиентов.

Отправка заказов поставщику автомобилей.

Ведение расчетов за проданные автомобили (выписка накладных).

Учет валютного курса.

Бизнес-правила:

Сведения о клиентах хранятся 10 лет.

Оплата ожидается 3 недели, если ее не происходит, заказ уничтожается.

будущей прикладной программе. В нашем случае примем такую временную последовательность выполняемых процессов:

обновление каталога - раз в год и внесение поправок в экстренных случаях;

подведение итогов продаж - ежемесячно;

годовой отчет - ежегодно к 20 февраля.

Последний вопрос: Почему эти действия выполняются? позволяет определить мотивацию производственной деятельности фирмы. Бизнес-задачи фирмы Фронтон определим так:

достижение наилучшего соотношения затраты - удобство для клиентов;

обеспечение условий для успешной деятельности персонала;

получение приемлемой прибыли;

повышение доходов при автоматизации обработки данных.



1 2 [ 3 ] 4 5 6 ... 147

© 2006 - 2024 pmbk.ru. Генерация страницы: 0.002
При копировании материалов приветствуются ссылки.
Яндекс.Метрика